Про жертвенность, выбор, вину и ответственность
Выбор он потому и выбор, что неизбежно приходится от чего-то отказываться. Зачастую этот отказ может быть весьма болезненным, если выбор совершался между двумя ценными, важными альтернативами. Ощущение потери, горя, грусти, злости и т.п., является скорее показателем здорового проживания выбора, показателем, что то, от чего отказались было ценно. Может быть, лишь чуть менее ценно, чем то, в пользу чего выбрали.
В психологическом смысле, вопрос о жертве – это не вопрос того, насколько ценным было то, от чего отказался человек, и насколько сильно он переживает этот отказ. Это также не вопрос фактов биографии. Например, не имеет значения, выбрала ли женщина отказ от профессиональной самореализации в пользу забот о доме, детях и муже, или она совмещает профессию, хобби, детей, мужа, любовника и бог знает что еще. Разделение на жертву и не-жертву – это вопрос внутренний. Звучит он примерно так: «Есть ли у меня выбор? Являюсь ли я автором этого выбора?»
Человек с жертвенной позицией обычно «ни при чем», это «все они»: дети, муж/ жена, родители, начальство, правительство, погода… И тогда его выбора, решения, как бы и нет: «А что я мог поделать? Вы же понимаете – дети!». Нет присвоения авторства – «это мой выбор». И нет представления, что то, от чего он отказался – тоже его выбор. А когда нет авторства, когда все «из-за них», то кого обвинять в последствиях? «Их», конечно!
Так что внутренние картины жертвы и не-жертвы разные: в не-жертвенной позиции есть выбор, есть автор выбора (я сам) и есть ответственность (то есть моя возможность ответить на жизненный вопрос), а в жертвенной позиции – выбора и ответственности как бы и нет, автора тоже нет, зато есть «игры» в поиск виноватого. И не важно, кто будет в итоге назначен виноватым: окружающие или он сам. Позиция «я сам во всем виноват, я это заслужил!» не менее жертвенная, чем позиция «это они во всем виноваты». (Очень, к тому же, удобная для манипуляций: сам себя повиноватил, сам себя обругал… Что остается делать человеку рядом? Жалеть, разубеждать, доказывать — в общем, играть роль Спасателя).
Маленькое отступление. Мы как-то путаем часто ответственность, вину, наказания – все в одну кучу. Ребенок совершил какое-то нехорошее действие – часто ли реакция родителей будет: «Твой поступок привел к таким-то последствиям, давай подумаем как это исправить»? Скорее ограничиваемся констатацией «плохости» поступка, или даже всего ребенка (вместо «не поздоровался» говорим «не вежливый»), или наказываем. Так и подменяем ответственность виной и наказаниями. Хотя вина и ответственность, зачастую, противоположны: если вина направлена в прошлое или воображаемое будущее, на «плохость» поступка, то ответственность направлена в будущее реальное, на исправления.
Возвращаюсь к жертвам и не-жертвам. При отказе от жертвенной позиции чувство вины сменяют сожаление, грусть, боль, смирение и принятие прошлого: «Что-то из того, что со мной произошло, было не в моей власти. Что-то я, тогдашний, мог прожить только так: в то время это был наилучший для меня путь. Я могу сожалеть об этом. Я могу сожалеть о том вреде, что причинил себе и другим людям».
Когда человек не придавлен виной, ему гораздо легче взять ответственность за то, как теперь обращаться с данностями его жизни: «Со мной это случилось, как я теперь могу обойтись с этим?». В общем, быть Автором, а не Жертвой.
Автор Екатерина Бойдек
Контакты :
☏ /вайбер/ телеграм (067) 594 94 46
☏ (095) 913 69 41