fbpx
advice
Блог

Когда советы только всё портят

Загадка — есть два человека, у одного из которых на душе отчаянно скребутся кошки. Он приходит с этим ко второму человеку.

Они поговорили некоторое время и в итоге первому стало ещё хуже, а второй обижен на первого, поскольку тот оттолкнул его искреннюю помощь.

Вопрос — что случилось?

Я понимаю, что загадка слишком туманная, но всё же — в чём тут дело?

Мой опыт говорит, что дело, скорее всего, в противостоянии поддержки и советов.

 

✦ Это частая проблема — люди не очень понимают, когда нужно оказывать поддержку, а когда давать советы. Давайте разложим это по полочкам.

Начнём с определений.

Я предлагаю считать поддержкой эмоциональное участие, разделение проблемы, простой выслушивание, признание права на переживания, объятия.

Совет же — совсем про другое. Это некоторая информация, предложение, как поступить или что сделать.

Думаю, очевидно, что поддержка заметно отличается от совета и перепутать их невозможно. У них разные функции.

Поддержка помогает человеку понять, что он не одинок, что ему есть на кого опереться. А такое понимание изрядно успокаивает. Нам гораздо легче, когда рядом есть кто-то, кто нас понимает и, например, может обнять.

Советы — это помощь. Это варианты решения ситуации, которые нам ранее были неизвестны. Слушая совет, мы собираем информацию и начинаем строить планы. Советы помогают действовать.

 

✦ И вот тут главная загвоздка — советы не работают, если человек не чувствует поддержки.

В загадке, с которой начинался текст, было, скорее всего, так. Первый человек пришёл и сказал, мол, мне плохо вот поэтому и поэтому. А второй тут же начал советовать, объяснять, рекомендовать и так далее.

В итоге первый ушёл непонятным — он пришёл за одним, а получил совсем не то, что хотел. А второй остался обиженным — его время потратили, а помощь не приняли. 

Плохо, в итоге, обоим.

И так бывает часто — и в супружеских отношениях, и в дружеских, и детско-родительских, и в рабочих. Везде люди часто вместо поддержки — советуют.

Почему? Если давать советы вместо поддержки, человек будет их отвергать. Ему будет казаться, что его не слышат. И это отчасти верно — если человек просит поддержки, а ему вместо неё выкатывают совет, это отталкивает.

 

✦  Поэтому, даже если человек пришёл к вам за советом и с порога кричит: «Посоветуй мне», лучше начинать с поддержки.

Это, разумеется, не значит, что нужно обязательно выдать посетителю упаковку салфеток для слёз и полтора часа выслушивать его стенания.

Достаточно просто выслушать вводную и сказать, дескать, ситуация знакомая, плавали-знаем, понимаю, как тебе в ней. Это занимает примерно двадцать секунд и полторы калории, не больше.  Зато человек полностью готов вас слушать.

Бывает, что люди на словах просят совета, но на самом деле хотят поддержки. Это видно — человек не слушает совета, а начинает говорить о новых проблемах или новых аспектах старых проблем.

Ничего страшного, значит, человеку пока не хватило поддержки. Можно попробовать обнять или похлопать по плечу. Секунда телесного контакт заменяет примерно десять минут выслушивания.

Повторю — советовать можно только после поддержки. Сначала человек успокаивается, потом вы спрашиваете, нужны ли ему советы, и если он отвечает утвердительно, то советуете.

Тогда все останутся довольны.

Автор Павел Зыгмантович

 

Психолог, (КНУ им. Т. Шевченко) психотерапевт, травматерапевт.   Специализация: посттравматическое стрессовое расстройство, травма утрати, помощь при расставании, психологическое сопровождение онкобольных и их семей, психосоматическое расстройства, личностные кризисы, депресии, фобии, тревожные расстройства.     Дополнительное обучение: - Государственное свидетельство об усовершенствовании по теме «Когнитивно-поведенческая психотерапия» — Институт Психотерапии и Клинической психологии. Россия. - Schema therapy training Standard and Advanced level. - программа «Когнітивно-поведінкова терапія» Українського інституту Когнітивно-поведінкової терапії    

Call Now Button